Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

20 сентября – Неделя 15-я по Пятидесятнице (о двух главнейших заповедях)

20 сентября – Неделя 15-я по Пятидесятнице (о двух главнейших заповедях)

(Евангелие от Матфея, 92 зачало, глава XXII, стихи 35–46)

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Нам Господь дает две заповеди – одну любить Бога всем сердцем, другую – любить ближнего. Часто нам кажется, что любить Бога не очень-то сложно. Потому что Он далеко, и мы Его физически почти никогда не ощущаем. И нам кажется, что мы любим Бога, ведь если спросить любого из нас олюбви к Богу, каждый скажет: «Да, конечно, я люблю Бога». Но оказывается, что любовь к Нему для нас должна быть заключена в любви к ближнему. А любовь к ближнему – это не просто констатация того факта, что один человек относится хорошо к другому; любовь к ближнему – это прежде всего умение не видеть недостатков другого человека, а видеть его достоинства, величие, красоту. И как точно сказано в этом отрывке, нужно полюбить ближнего «как самого себя». Ведь каждый из нас любит себя, холит и лелеет, никто себе не будет делать больно, никто себе не будет делать что-то, что представляется нам неправильным. Собственно говоря, то же самое мы должны делать по отношению к ближним.

Но в любом случае из этого возникает очень важное движение в системе двух заповедей – движение от человека к Богу. И в этом движении Бог ждет, что прежде чем человек взглянет на Него, прежде чем человек скажет, что любит Бога, он увидит своего ближнего. И мы никогда не сможем обойти ближнего и сказать, что любим Бога, исполняем его заповеди. В этом заключается вершина, апогей духовной жизни, но в ее основе любовь к ближнему. И это самое сложное, что есть в нашей с вами жизни: полюбить не того, кто где-то далеко, а полюбить нашего родственника, того кто иногда противен нам одним фактом своего существования. Это нелегкая задача и не следует думать, что этого можно добиться быстро и просто. Так часто происходит, что любовь к тем, что живет рядом оказывается самым тяжелым, что есть в этой жизни. Нам просто любить тех, кто далеко от нас, но нелегко любить тех, кто рядом с нами.

Нет никаких сложных схем, для встречи с Богом есть два условия: полюбить ближнего и затем полюбить Бога. И в этих двух ходах, в двух шагах первый шаг нам часто не дает сделать гордыня, наше самолюбие и наше плоское и поверхностное понимания христианства как какой-то абстрактной любви. Нет никакой абстракции, мы с вами должны искренне полюбить ближнего. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

И вот вопрос в том, как нам любить ближнего. Прощать, снисходить, отдавать ему всего себя до конца. Вот это была та самая любовь, которая ничего не ждет взамен, ничего не просит, которая помогает человеку, просто оказавшемуся рядом. И все в нашей жизни становится бессмысленным и никчемным, если в жизни нет проявления любви к ближнему, с которой начинается любовь к Богу. Все наши дела и намерения, походы в , наше участие в Богослужении будет пустым, пока мы не научимся делать шаг навстречу нашему ближнему, чтобы сделать шаг навстречу Богу.

Похожие записи

Вернуться наверх