Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

15 ноября – Неделя 23-я по Пятидесятнице (об исцелении гадаринского бесноватого)

15 ноября – Неделя 23-я по Пятидесятнице (об исцелении гадаринского бесноватого)

(Евангелие от Луки, 38 зачало, глава VIII, стихи 26–39)

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека; потому что он долгое время мучил его, так-что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Когда мы с вами читаем или слышим это Евангелие, то не можем, конечно, не обратить внимания на то место, где говорится, как злые духи, владевшие человеком, увидя приближавшегося Спасителя и поняв, что пришел конец их злобному насилию и мучению несчастного, – стали просить Его, чтобы Он позволил им войти в стадо свиней, пасшихся тут же на берегу озера.

Почему Господь это попустил? Что это означает? Св. Иоанн Златоуст, говоря об этом обстоятельстве указывает прежде всего на то, что это «идет на пользу слушателей», дабы они поняли, насколько злые духи ненавидят всякое творение Божие; ненавидят настолько, что, получив власть над этими бедными животными (которые были также творениями Божиими), они ничего другого не придумали, как их погубить, ибо они ненавидят лютой ненавистью все сотворенное Богом. «Также», добавляет Иоанн Златоуст, – «Христос сделал, т.е. совершил это, «чтобы ты понял, что, если бы они (т.е. злые духи) только могли, то они с людьми бы так же поступили». Но только сила Божия сдерживает злых духов и не допускает им вредить роду человеческому. Иначе, как говорили Отцы, злые духи в один момент погубили бы по злобе своей весь человеческий род. Заметим еще, что речь идет о свином стаде; а по законам народа иудейского, по законам Библии и Ветхого Завета, свинья – нечистое животное, которое нельзя было ни употреблять в пищу, ни держать. Поэтому, пребывание там свиного стада было соблазном для правоверующих иудеев, почему Господь и попустил, чтобы этот соблазн был так неожиданно удален.

В этом же Евангелии мы с вами читаем, что жители города, узнав о том, что произошло, стали просить Господа отойти подальше от них. Не пригласили Его в свой город, а наоборот – стали Его умолять, чтобы Он ушел от них. И, как говорят св. Отцы – толкователи св. Евангелия, этот поступок был греховный, не добрый, потому что они (жители) испугались того, как бы этот неожиданный Чудотворец, пришедши к ним в город не нарушил бы привычный для них порядок их жизни. Они уже потерпели убыток, потеряв несколько тысяч голов скота, когда Он еще только приблизился к городу! Что же может получиться, если Он в самый город придет?! Это – пример корыстного страха. Нечто подобное бывает и теперь, когда человек как-то боится допустить Господа войти в его душу. Разве не слышатся иногда от православных христиан, примерно, такие речи: «Мы – не монахи! Разве можно от нас требовать то, что требуется от монахов и от духовенства? Мы – простые миряне». И когда они так настаивают на том, чтобы их внутренний мир ничем бы не был обеспокоен, на том, чтобы им не признавать за собой никаких духовных обязательств, – то как они напоминают речь жителей города Гадары, которые вышли к Спасителю и просили Его удалиться от них подальше!

Господь, милостиво исполняя их просьбу, отошел от них, но вместо себя Он оставил воодушевленного проповедника – того, кого Он исцелил, и который потом по всему городу проповедовал о том, что сотворил ему Господь; проповедь его так сильно повлияла на народ, что, по словам Евангелия, когда Спаситель в следующий раз приблизился к этому городу, народ побежал к Нему навстречу, неся больных и прося их исцеления.

Читая или слушая Св. Евангелие, мы видим, как злые духи стараются вредить всему существующему. А ведь Церковь нас учит тому, что они были сотворены Богом светлыми и добрыми, и, только взбунтовавшись против Бога, – потеряли свои добрые и светоносные свойства и стали темными духами злобы

Церковь, предупреждая нас о коварстве и злобе злых духов, вместе с тем, утешительно благовествует о светлых ангелах, которые стоят на страже и на защите рода человеческого. Недаром мы с вами молимся в молитве, которая так часто повторяется: «Огради нас святыми Твоими ангелами», ибо они, действительно, ограждают нас, в особенности тот ангел-хранитель, который никогда не оставляет человека, и является его самым верным, самым неподкупным другом. Даже тогда, когда человек отдается греху, и в этом грехе злой дух мог бы им завладеть и его погубить, ангел-хранитель защищает человека, не допускает злого духа им овладеть, и его охраняет, надеясь на его покаяние в будущем. Помните всегда о том, что в каких бы мы ни были трудных положениях, какая бы опасность нам ни грозила, – если мы с верою призовем на помощь своего ангела-хранителя, он нас спасет. Ибо для того он и послан к нам Господом, чтобы нас охранять и своей могучей рукой отстранять от нас всякую опасность. Аминь.

Похожие записи

Вернуться наверх