Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

29 ноября – Неделя 25-я по Пятидесятнице (о милосердном самарянине)

29 ноября – Неделя 25-я по Пятидесятнице (о милосердном самарянине)

(Евангелие от Луки, 53 зачало, глава X, стихи 25–37)

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Человек этот, который пришел к Господу, считал себя знатоком, считал себя преуспевшим, очень много знающим, как и многие из нас себя считают многознающими, разбирающимися во многих очень вопросах. И вот он приходит к Нему и желает Его проверить: как вот этот Иисус из Назарета сможет ответить. Насколько Он хорошо знает Закон и нельзя ли в чем-то Его уловить, чтобы затем его опровергнуть, чтобы можно было говорить: Он невежда, Он не знает Закона, о чем можно говорить с этим человеком. Вот так люди гордые, люди, которые всегда убеждены в своей правоте, так они и поступают. И невзирая ни на что всегда стремятся доказать свою правоту людям.

И вот что мы слышим дальше. Господь отвечает этому человеку притчей. Рассказывает о том, что с неким человеком приключилась беда. Этот человек был избит по дороге разбойниками. Он лежал, не в силах подняться, у дороги. И вот, мимо него проходит священник, мимо него проходит левит. Левит – это служитель храма Божия. И они ему не помогают. И вот, наконец, когда мимо него следует самарянин, а самарянин – это человек из чужой страны, чужестранец, который не знает ни законов, ни обычаев Израиля, не почитает истинного Бога как это положено делать по Закону Моисея. Он следует и помогает ему, и возливает на его раны масло и вино, чтобы помочь, облегчить его боль, чтобы ему стало легче. И берет его с собой, в гостиницу, в город, и там его располагает, чтобы он мог поправиться, избавиться от своих ран. Чтобы у него было такое место, где бы он мог перенести тяготы своей болезни, а не лежать у дороги. И дает еще свое пожертвование гостиничному, чтобы тот истратил эти деньги на то, чтобы этот человек мог до конца поправиться.

И вот Господь спрашивает: так кто же ближний этому человеку? Кто ближний пострадавшему? Ближним оказался этот самарянин, а не священник и не левит. По закону Моисея мы можем как-то объяснить их поведение. Священники, когда шли, они не могли останавливаться, был такой закон – может быть это более позднее добавление к закону Моисея – они не могли нигде задержаться по дороге в на богослужение. И левит тоже служащий храма. Но Господь ведь говорит о милосердии. О том, что Он приносит в мир новое учение, учение Любви. Что каждый человек, который страждет, который нуждается в помощи, и рядом с нами находится – мы должны ему помочь, и сделать это тотчас же, невзирая на наши человеческие законы, на наши какие-то представления о жизни. Мы должны свою любовь проявить, как бы Сам Господь ее проявил, оказавшись рядом с таким человеком.

А иудеи считали иначе. Они считали, что ближний – это такой человек, который разделяет их убеждения, верит в единого Бога, посещает храм. И вообще это такой человек, который достоин того, чтобы ему оказали помощь, оказали милость. Вот нужно сначала решить, достоин ли человек моей милости, моего внимания, а после этого уже можно ему помогать. И вот Господь это все опровергает. Потому что каждый человек достоин любви Божией, каждый человек создан и призван в этот мир Богом. И наша задача как христиан, как тех, кто поклоняется Богу Единому во Святой Троице, Спасителю Иисусу Христу – проявить эту любовь, сделать так, как Господь нам заповедовал, придти на помощь. Быть внимательным к жизни любого человека, который оказался рядом с нами. А не такого только, которого мы считаем достойным или такого, кого мы считаем человеком праведной жизни. Этому нужно помочь, а вот этому не надо, он грешник, он живет совсем неправильно, зачем я ему буду помогать?

Давайте об этом задумаемся, и задумаемся о том, что говорит нам Евангелие, потому что Господь нам ясно, и конкретно, и очень четко говорит о том, как мы должны исполнять ту заповедь любви к ближнему, о которой говорится в сегодняшнем Евангелии. И именно человек, так относящийся к ближним, будет верен Господу, будет служителем Божиим и будет настоящим христианином, а не будет верующим только на словах, который формально поклоны совершает, во все стороны кланяется и говорит всем, что он православный христианин. Все это не так. Будем стараться обретать эту любовь всем сердцем, молиться Господу, с тем, чтобы Он нас благословлял на совершение добрых дел в этом мире, чтобы было хорошо тем людям, которые с нами рядом находятся. Аминь.

Похожие записи

Вернуться наверх