Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

23 мая – Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

23 мая – Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

(Евангелие от Иоанна, 14 зачало, глава V, стихи 1–15)

После сего был Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

В славянском тексте вместо слово «здоров» употреблено слово «цел», «Хочешь ли цел быти?» спрашивает Христос расслабленного. Слово «цел» точнее выражает сущность нашей человеческой природы, ведь здоровое состояние человека в первую очередь определяется его целостностью, не разрозненностью, как внутренней, так и внешней, выражающейся в его гармоничном общении с Богом и с ближним, и с остальным окружающим миром. Грехопадение Адама привнесло в человечество и окружающий мир расстройство и разделение, в человеке появились порочные страсти, душевные и телесные болезни, страдания. По мысли свт. Феофана Затворника: «Жизнь человека состоит в гармоничном сочетании сил его природы и их взаимодействии, соответственно их природе. Если сие законное соотношение их отнято… то и жизни, и деятельности в человеке, свойственной человеку, нет. На вид он человек, а по настроению внутреннему – не истинный человек. Как инструмент расстроенный по виду есть тот или другой; а по звукам – не знать какой, так судить должно и о человеке, которого внутреннее расстроено грехом. В сем отношении надобно сказать, что в нём умерло или утрачено истинно человеческое, или то, что свойственно человеку. Как мертвый не видит, не слышит, не движется, так и человек грешник не видит, не слышит и не движется по человечески: делает дела, но мертвые (Евр. 6,1; 9,14)».

Сегодняшней Евангельский отрывок изображает видимую телесную трагическую действительность нашего земного существования в состоянии грехопадения, в нём говорится: «в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды», здесь же упоминается и расслабленный, получивший исцеление от Христа. На мгновение можно представить себе Евангельскую картину: больные, измождённые, уставшие от страданий человеческие лица, с напряженным ожиданием наблюдающие за водой в купальне, чтобы заметив её необычные движения успеть окунуться прежде других, ибо сказано «ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». При таком стечении больных, какие шансы у нашего расслабленного телом войти первым в воду и исцелиться? Практически, никаких. Это доказывает и продолжительность того времени, которое он провёл в Вифезде, в ожидании первым войти по возмущение воды в купальню, 38 лет, ровно столько он страдал до момента своего исцеления Спасителем. В чём причина такого продолжительного ожидания? На этот вопрос отвечает сам расслабленный: «не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Иоан.5:7). За 38 лет, не нашлось ни одного человека, который смог бы пожертвовать собой, своим временем и житейскими делами ради этого больного. Потому как, в этом случае, надо было бы неотлучно находиться рядом с этим человеком, стать его руками и ногами, своим естеством заменить то, что не хватало ему в страдательном состоянии его душевно-телесного организма. В продолжительности неотступного ожидания чудесного возмущения воды, его радости должны были стать твоими радостями, его страдания твоими переживаниями, его боль твоею болью, твоя жизнь становится втиснутой обстоятельствами в его жизнь, а на выходе тебя ожидает неизвестность, возможная не благодарность этого человека, для самолюбивой расчетливости человека это потерянное время жизни, которое можно посвятить себе, переживанию собственных радостей. Нет ничего, что может связать одного человека с другим в таких удручающих обстоятельствах, кроме жертвенной любви, которая своим истинным источником имеет любовь Божественную.

Наш расслабленный, по сути, обречён на одинокое внутреннее страдание, на ожидание невозможного. Другой человек становиться для него светлой мечтой, пределом желаний, надеждой на новую жизнь, он внутренне смиряется, делается кротким и мягким, лишь бы не отпугнуть никого от себя из людей, которые проявят к нему хоть малое внимание, и возможно, захотят ему помочь. В этих трудных обстоятельствах, расположивших его душу к смирению и кротости, за долгие годы ожидания помощи от людей, когда надежда на исцеление, несмотря ни на что, не покидает его, наш расслабленный встречает уже не просто человека, которого он так терпеливо ждал, а божественную Личность, Христа: «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Иоан.5:6–9).

Мы всегда желаем, чтобы поскорее прошли наши скорби и болезни, различные неприятности в жизни, нам кажется, что вот исчезнет эта болезнь, или поменяются сложившиеся обстоятельства в нашей жизни, и мы станем по-настоящему счастливыми. Но наша главная болезнь, которая мешает каждому из нас стать истинно счастливыми, находится глубже, чем те видимые многоразличные телесные болезни и неприятности, которые с нами происходят в этой жизни. Это болезнь заключается в нашем разрыве общения с Богом, как с живой Личностью, вследствие этого, внутреннее одиночество, замкнутость на себе, постоянное общение с греховными помыслами, человеческая гордость и эгоизм. Мы редко задумываемся о том, как нам избавиться от этой внутренней болезни, потому что привыкли жить больше видимым и внешним, чем внутренним и невидимым, и все внешнее для нас остается более значимым, чем внутреннее, духовное. Но Церковь, через апостолов нас учит рассуждать иначе: «Ибо кратковременное легкое страдание наше, – пишет апостол Павел, – производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:17,18).

Упомянутая в Евангелие купальня, напоминает нам Крещенскую купель, а также, наше истинное покаяние, называемое вторым крещением, которые связаны с очищением и преображением человека, но помимо очищения и восстановления нашей повреждённой природы, оно даёт нам еще один драгоценнейший дар, сравнимый с той жемчужиной упомянутой в Евангелии, которую нашёл купец, и сразу же продал всё что имел, чтобы приобрести её. «Апостол Павел неоднократно говорит о Христе как своей жизни и бытии, а о жизни христиан как сокрытой во Христе и, через Него, в Боге… Христос для него – уникальный Иной, тот, в ком и через кого возлюблены все прочие существа, причём не в психологическом, а в смысле законов нашего бытия, поскольку именно в Нём всё существует и обретает свою особенность… Таким образом, жизнь во Христе означает помещение всех наших отношений, в которых и через которые мы обретаем свою личностную особенность, в личность Христа. Христос – единственный, кто может гарантировать вечное сохранение, каждого существа, которое мы считаем уникальным и необходимым, ибо Он единственный, в ком преодолевается смерть, грозящая исчезновением всему своеобразному. Именно по этой причине Христос вправе утверждать свою абсолютною уникальность настолько, чтобы потребовать от нас перестать ради него считать уникальным и необходимым любое другое существо (отца, мать, жену, детей, и т.д.). Это вовсе не означает, что Он хочет исключить всех, кого мы любим уникальным образом; напротив, имеется в виду, что Он единственный, кто может сохранить их личность и дать им вечное бытие. Без Него их уникальность не имела бы продолжения в вечной жизни, и наша любовь к ним трагически претыкалась бы об их смерть, последнего врага всякой уникальности», которую и победил Христос Своим славным Воскресением.

Похожие записи

Вернуться наверх