Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

30 мая – Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

30 мая – Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

(Евангелие от Иоанна, 12 зачало, глава IV, стихи 5–42)

И так приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Однажды, утрудившись и сев возле колодца, Спаситель встретился с женщиной, которая пришла почерпнуть воды. И, когда оказалось, что Христос может этой женщине дать воду, она не понимала, откуда Он может ее взять. И на вопрос: «Где Ты можешь взять эту воду, ведь у Тебя нет и почерпала?» (Ин. 4:7), – Господь ответил ей таким образом, что ей стало понятно, что перед ней – Мессия. Ей стало понятно, что перед ней Тот, Кто больше патриарха Иакова.

И она, эта женщина, задала Господу, пожалуй, самый важный вопрос, который мог задать человек того времени. Она спросила Его: «Где нам должно поклоняться Богу, чтобы истинно Ему поклониться?» И на это Христос ответил: «Наступает время, и настало уже, когда истинные поклонники поклонятся Богу в духе и истине» (Ин. 4: 19–23).

Пожалуй, это самые важные слова сегодняшнего Евангелия. В определенном смысле это самые важные слова и всей нашей жизни, потому что в зависимости от того, как – правильно или неправильно – поклоняется Богу человек, зависит все его спасение. Но, если один верующий спросит другого: «Что нужно сделать, как нужно Богу поклоняться, чтобы истинно поклониться Ему, то есть спастись?», – а другой на этот вопрос ответит: «Поклоняйся Богу в духе и истине», – то вряд ли ответ вопрошающего удовлетворит. И есть толкователи, которые говорят, что очень сложный ответ Христа, потому что действительно не просто понять, что значит «в духе и истине Богу поклоняться». Поэтому толкователи многие останавливают наше внимание именно на правильном понимании этих слов.

Конечно, если мы говорим о том, что в человеке в самом есть дух и истина, то мы ими и должны поклоняться. Но что является духом в нас и что является истиной в нас? Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит, что здесь Господь призывает поклоняться Богу чистым умом и чистым сердцем. Пожалуй, действительно, если человек очистит свой ум, сделает его чистым, то ум начнет отражать ту истину, которая утверждена в мироздании самим Творцом. Если человек очистит свое сердце, то оно станет чистым духом, потому что ничто плотское, ничто скверное, греховное не будет касаться его. Таким образом, святитель Иоанн Златоуст дает нам ответ, определенный ответ на вопрос, что значит «Богу поклониться в духе и истине». Ведь, если мы утверждаем, что это возможно сделать только в чистом уме и в чистом сердце, то, значит, ответ Христа призывает нас исключительно к одному: к очищению ума и сердца, то есть к покаянию.

Ничего другого Церковь не может нам сказать, потому что это тот единственный и исключительно правильный путь, по которому должен идти человек.

Однажды Христос своим ученикам говорил: «Да, истинно говорю вам, если пребудете в словах Моих, то уразумеете истину. И истина освободит ваc, и вы станете Моими учениками» (см.: Ин. 8: 31–32). В этих словах мы тоже находим очень важное утверждение: что грех берет в плен человека исключительно за счет того, что человек имеет неправильное понятие о жизни. Он не имеет в себе истины, и поэтому грешит. Но как только человек, который начинает работать Госповеди, который пытается исполнять Его заповеди, то есть, по слову самого Христа, пребывать в слове Его, он начинает уразумевать истину, и истина освобождает его от совершения греха. И тогда человек начинает делать не что иное, как поклоняться Богу в истине.

Но, с другой стороны, Священное Писание говорит нам и о другой истине. Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал о Себе: «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (см.: Ин. 14:6). То есть истина есть Сам Христос. А дух, который имеет в виду Господь в сегодняшнем Евангелии, возможно, есть Дух Истины. Это, можно сказать, две неразлучных Личности. Есть еще и Отец. Отец, Сын и Дух, как мы говорим.

Истина и Дух всегда свидетельствовать будут о Боге Истинном, об Отце. А это значит, что тот, кто поклоняется Богу и хочет истинно поклониться, не может этого сделать без Христа и без Духа Истины.

А что это значит? Ведь тоже сказать человеку: «Поклоняйся Богу через Христа и через Духа Истины», – не будет удовлетворительным ответом человеку: как это сделать. А ответом на этот вопрос, по сути дела, будет являться все учение о Церкви, потому что Церковь есть богочеловеческий организм, который главой имеет Христа и оживотворяется Богом Духом Святым. А это значит, что в сегодняшнем утверждении мы находим еще одно очень важное положение: то что Богу истинно поклониться, то есть спастись, можно только в Церкви Христовой. Вне Церкви нет спасения, – так сказали древние и так повторили новые Отцы.

Похожие записи

Вернуться наверх